Сохранение академической честности: проблемы и решения в эпоху ИИ

Таким образом, проблема академической честности в эпоху ИИ касается не только Казахстана, но и всего мира.

В эпоху стремительного развития технологий, особенно искусственного интеллекта (ИИ), система образования во всем мире сталкивается с новыми вызовами. ИИ позволяет студентам получать ответы на сложные вопросы за считанные секунды, что, с одной стороны, упрощает доступ к знаниям, а с другой – ставит под угрозу академическую честность как нашей страны, так и всего мира. Традиционные подходы к обучению и оценке знаний постепенно теряют свою эффективность, так как ИИ предоставляет учащимся новые способы уклоняться от самостоятельной работы. Это снижает ценность образования, так как человек не развивает свои собственные навыки и знания. Если раньше списывание или плагиат можно было легко обнаружить, то теперь технологии усложняют процесс выявления нарушений. Это порождает новые проблемы для учебных заведений и требует поиска решений.

Однако проблема заключается не только в доступе к таким инструментам, но и в том, что некоторые студенты могут не понимать, что использование ИИ без указания источника — это нарушение. В образовательной системе пока нет чётких правил относительно того, когда и как можно использовать ИИ. Это создает неопределенность и затрудняет контроль за честностью.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на Форуме по развитию образования отметил: «В условиях стремительного технологического прогресса важно, чтобы наши студенты не теряли важнейших моральных принципов, таких как честность и ответственность. Искусственный интеллект — это полезный инструмент, но мы не можем допустить, чтобы он стал заменой самостоятельного обучения».

Это значит что образовательная система Казахстана должна адаптироваться к новым вызовам, но при этом оставаться ориентированной на развитие критического мышления и личной ответственности учащихся.

Одним из международных голосов, выступающих за сохранение честности в образовании, является Билл Гейтс, основатель Microsoft. В интервью с казахстанским изданием "Forbes Kazakhstan", он отметил: «ИИ может существенно улучшить образовательные процессы, если использовать его правильно. Но если студенты начнут использовать его как инструмент для обмана, то вся ценность образования будет потеряна». Гейтс подчеркивает, что для успешного использования ИИ в образовании необходимо вводить строгие правила и технологии, которые помогают контролировать этот процесс.

Решение этих проблем возможно через несколько шагов. Прежде всего, учебным заведением необходимо четко прописать правила использования ИИ, чтобы студенты знали, что допустимо, а что нет. Например, если ИИ используется для помощи в исследовании, это может быть разрешено, но генерация текста без участия студента должна быть запрещена. Важно также воспитывать в студентах понимание ценности честного труда и ответственности за свои знания. Это можно сделать через курсы, которые объясняют, что такое академическая честность и как правильно пользоваться технологиями.

Важным шагом является также пересмотр форматов оценивания знаний. Вместо обычных письменных работ можно предложить больше проектов, дискуссий и устных выступлений. Такие задания сложнее подделать с помощью ИИ, и они требуют от студента реального понимания материала.

Таким образом, проблема академической честности в эпоху ИИ касается не только Казахстана, но и всего мира. Однако решение этого вопроса лежит в руках как самих образовательных учреждений, так и правительства и общества. Нужно внедрять технологии для контроля за академической честностью, разрабатывать программы по воспитанию этических норм и четко устанавливать правила использования ИИ в учебном процессе. Как сказал Касым-Жомарт Токаев, «технологии должны помогать развивать человека, а не делать его зависимым от автоматизированных решений».

Н. Тоқтамыс,

PhD Докторант Южно-Казахстанского педагогического университета,

Руководитель методического объединения Назарбаев Интеллектуальной школы (Казахстан, г. Туркестан)

 

Пікір қалдырыңыз